Мотивация персонала:

В процессе акклиматизации

News image

Вынужденная служебная командировка хотя и позволяет отключиться от вялотекущих рабочих и бытовых проблем, нередко становится кат...

Обучение персонала:

Технологии и тренинги продаж

  Успешность любого бизнеса зависит от продавцов. Чем бы компания ни занималась, какой бы уникальный и полезный продукт ни произв...

Управление персоналом:

Персонал: это ресурс, капитал или актив?

News image

Во многих компаниях уже подведены итоги минувшего финансового года и не за горами собрания акционеров. С каждым новым годом все ...

Главная >> Обучение персонала >> Роль предметных экспертов в обучении персонала



Роль предметных экспертов в обучении персонала
Обучение персонала - Обучение персонала

роль предметных экспертов в обучении персонала

Предметные (функциональные) эксперты — это сотрудники, которые являются носителями важных для компании знаний, навыков и умений. Они являются поставщиками информации для тренингов, семинаров, е-курсов и, как следствие, партнерами T&D департаментов в обучении персонала.

Зарубежные T&D коллеги называют их Subject Matter Experts (SMEs), и уделяют им столько внимания, что SMEs стали героями дискуссий на форумах, статей, выступлений на конференциях. Существуют даже специальные обучающие воркшопы для тренинг-менеджеров «Как выстраивать продуктивные взаимоотношения с SMEs».

Степень вовлеченности экспертов в процесс обучения сотрудников может быть разной — от предоставления тренинг-менеджеру информации для обучающей программы до полноценного участия в создании программы и даже ее проведения.

В российских компаниях практика привлечения функциональных экспертов в обучение персонала достаточно развита, а в текущей ситуации становится особенно актуальной. Налицо два основных фактора влияния кризиса на обучение в компаниях:

· Потеря базы знаний, которую унесли сокращенные или уволившиеся сотрудники

· Сокращение бюджетов на обучение

В условиях, когда необходимо максимально использовать внутренние ресурсы организации при проведении обучения, роль SME сложно переоценить.

Без них нельзя с ними

T&D специалисты в один голос говорят, что независимо от роли SME в T&D процессе с ними очень непросто общаться. Как и все люди, они очень разные, и, чтобы получить от них нужное, приходится подбирать не один ключик.

Одни SME искренне полагают, что в их знаниях нет никакой сокровенности, и многие разбираются в их предмете не хуже. Такие эксперты всячески пытаются перенаправить тренинг-менеджера к другим коллегам. Этот тип SME крайне сложно выявить, потому что они сидят в тени и не проявляют инициативы в передаче своих знаний.

Другие, наоборот, бывают порой высокомерны и даже зазнаются, считая, что все равно никто не достигнет их высот познания. Такие эксперты обычно не утруждают себя расшифровкой «птичьего языка», на котором они общаются, и сыплют перед несчастными тренинг-менеджерами специальными терминами. Эти наверняка будут говорить, как нужно создавать дизайн тренинга или е-курса, какие включить упражнения и проч. так, словно они эксперты и в тренингах тоже.

Третьи — мечта тренинг-менеджера. Они открыты к новому опыту, с охотой делятся информацией, проявляют инициативу, умирают, но успевают к сроку дать все, что от них требуется. Они сами предлагают побыть тренерами и с охотой посещают легкий вариант тренинга для тренеров, который для них проводится. Но таких мало.

Автор статьи «SME в ореховой скорлупе» («SMEs in a Nutsell») пишет: «...общение с SME потребует всей стойкости вашего характера, чтобы сохранить невозмутимость и доброжелательность под пристальным взглядом и даже очевидным презрением», а в эпиграфе приводит высказывание Лоррен Стайлс (Lorren «Rus» Stiles) по поводу взаимодействия с инженерами в роли SME: Коммуникации с инженерами немногим сложнее, чем общение с мертвецом (уважаемые инженеры, простите, ничего личного)«.

Сара Боэл (Sarah Boehle) в статье «Проблемы с SME?» («Subject Matter Experts Trouble?») тоже пишет, что SME больше нужны вам, чем вы им: «Беспокойные отношения с SME — это ваша проблема, а не их». Она советует, во-первых, перестать винить их в этом, а во-вторых, постараться понять их ситуацию и ритм работы.

Но не будем драматизировать. Если вы донесете до SME его роль, опишете зону ответственности и свои ожидания, процесс взаимодействия не будет сложным.

Ваша роль как тренинг-менеджера, программного менеджера или создателя е-курса, — трансформировать и переложить полученную от эксперта информацию в учебные материалы (раздатки, мануалы, презентации, е-курс) так, чтобы сотрудники ее поняли и усвоили.

Роль SME — предоставить вам исчерпывающую информацию по теме создаваемого вами курса и (если это предполагается) провести тренинг/семинар/вебинар или его часть в соответствии с правилами проведения обучения.

Как их найти

Самый простой способ выявить предметных экспертов — спросить у сотрудников, кто в их отделе (смежных отделах) является для них авторитетом в нужной вам теме.

Из зарубежной практики выявления SME распространен метод анализа корпоративных сетей контактов (Organisational Network Analysis, ONA). Например, компания ManTech International Corporation провела такой анализ и установила связи между всеми сотрудниками: к кому и по какому поводу обращаются сотрудники, как они общаются и каким способом (интернет, интранет, лично и т. д.). На карте корпоративной сети контактов SME будут видны невооруженным глазом — к ним тянутся больше всего ниточек входящих запросов.

Наличие корпоративной социальной сети облегчает процесс. Например, такие решения корпоративных социальных сетей как Telligent Analytics позволяет не только собирать персональную информацию на каждого пользователя социальной сети, но и проводить анализ полученных данных. Например, решение позволяет «разложить» пользователей сети на различные поведенческие роли — «контролёр», «творец», «комментатор», «зритель», «спрашивающий», «отвечающий», «соединяющий». В зависимости от специфики бизнеса SME, скорее всего, будут играть роли «творец», «отвечающий», «комментатор», т. е. роли в которых наиболее ярко проявляется их компетентность в той теме, в которой они эксперты. Таким образом задача выявления SME становится значительно проще.

Кроме того, применение правильных инструментов в корпоративной социальной сети, таких как вики и форумы с функцией рейтингования ответов (аналогично сервису «Ответы@mail.ru»), позволяет использовать предметных экспертов наиболее полно. В частности, с точки зрения сохранения и структурирования важной информации.

В российской практике также есть примеры, когда к выполнению роли SME приглашают в формате открытого конкурса, причем чаще всего экспертов зовут на тренерскую роль — проводить короткие экспресс-сессии или полноценные тренинги на тему, где они преуспели.

Например, «Пивоваренная компания Балтика» (призер ежегодной профессиональной Премии в области корпоративного обучения Trainings INDEX`09), объявила о наборе в Школу корпоративных тренеров, где внутренние эксперты с разной степенью загрузки будут проводить учебные мероприятия для сотрудников компании. Желающие (их оказалось много) проходят легкий отбор — заполняют анкету-эссе, проходят интервью и мини-ассессмент. Слоган программы — «Трансформируй творчество в тренерство» — как нельзя лучше отражает суть работы предметных экспертов: «упаковку» своих знаний и умений, которыми они искусно владеют, в учебные курсы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полезные тренинги и семинары:

Эффективные методы выбора бизнес-тренера на собеседовании

Хорошо, когда есть возможность увидеть, как тренер ведет целый тренинг. Часто потенциальному заказчику разрешают посмотреть толь...

Уровни целей тренинга

Следующий подход к делению тренингов встречается гораздо реже двух предыдущих. Он состоит в том, чтобы выделить уровень проблем,...

Тренинг инновационной направленности

Итак, корпоративный тренинг может выступать как инструмент организационных изменений (рис.6). Обучение выполняет инновационную, ...

Корпоративный тренинг — инструмент развития менеджмента

Где искать резервы повышения производительности труда? Отмечая недостаточный уровень производительности даже на лучших предпр...