Мотивация персонала:

В процессе акклиматизации

News image

Вынужденная служебная командировка хотя и позволяет отключиться от вялотекущих рабочих и бытовых проблем, нередко становится кат...

Обучение персонала:

Технологии и тренинги продаж

  Успешность любого бизнеса зависит от продавцов. Чем бы компания ни занималась, какой бы уникальный и полезный продукт ни произв...

Управление персоналом:

Персонал: это ресурс, капитал или актив?

News image

Во многих компаниях уже подведены итоги минувшего финансового года и не за горами собрания акционеров. С каждым новым годом все ...

Главная >> Обучение персонала >> В обучении главное — результат



В обучении главное — результат
Обучение персонала - Обучение персонала

в обучении главное — результат

«Сегодня многим компаниям приходится жить в режиме экономии, но требования к подготовке и квалификации персонала в трудные времена возрастают в разы, — считает Татьяна Панцуркина, бизнес-тренер, консультант Центра психологии НГУ. — Как известно, все процессы в организационной системе имеют не линейный, а циклический характер. И если мы что-то изменяем, не учитывая эффект системной задержки, то рискуем получить неожиданный результат в самое неподходящее время. Причем откат может быть ниже отметки, с которой мы начали».

- Татьяна, очевидно, что меняется не только рынок труда, но и рынок обучения. Вы уже почувствовали перемены?

- Конечно, мы тоже почувствовали, что рынок обучения значительно сократился, особенно его корпоративный тренинговый сегмент. А вот интерес к длинным образовательным программам сохраняется. Одним из объяснений популярности длительного обучения могут быть подобные рассуждения: «Если меня уволят, то можно посмотреть на эту ситуацию, как на возможность найти более приемлемое место работы или наконец-то „переучиться“, освоить новую профессию, о которой давно мечтал, но не было повода что-то серьезно поменять в жизни». По статистическим данным, сегодня в России более 30% работающих людей хотели бы переучиться, получить новую профессию.

Мне кажется это разумно — при выборе обучающей программы сегодня ориентироваться на то, что будет после кризиса, получить новые знания, навыки, опыт, которые после кризиса станут конкурентными преимуществами на рынке труда.

- А что готовы сейчас оплачивать компании-работодатели? В какие эффективные, с их точки зрения, программы они готовы инвестировать?

- Сегодня, к сожалению, обучение сотрудников не воспринимается как инвестиции, скорее наоборот — как одна из затратных статей бюджета. До сих пор нет четких формул, позволяющих посчитать окупаемость обучения.

Руководители предприятий будут отдавать предпочтение консалтинговым услугам, в расчете получить решение — как справиться с кризисом. Обучение оставят только для специалистов, деятельность которых жизненно важна для организации. Конечно же, сохранится обучение сотрудников отдела продаж, так как в условиях кризиса значительно возросла конкуренция. Продавать стало труднее, поэтому от квалификации продажников сегодня многое зависит. Думаю, что будет уделяться внимание тренингам, посвященным экономическим вопросам и темам, связанным с управлением финансами, сохранится интерес к юридическим аспектам в управлении.

- То есть сейчас не до тренингов, посвященных личностному, психологическому развитию персонала?

- Таких тренингов и раньше компании практически не заказывали. Ведь и работодатель, и сотрудник хотят получить быстрый практический результат от обучения, а если это отсроченный результат, как, например, «личностный рост», то конечно, он не будет востребован. Тем более сегодня, когда и деньги нужно зарабатывать, и выживать. Да и что понимать под «личностным ростом»? Более того, личностно выросший сотрудник не всегда выгоден руководителю. Любой руководитель, прежде всего, заботится о процветании собственного бизнеса, поэтому обучение персонала и соответственно вложение в него денег, должно быть связано с реализацией организационных целей.

Личностный рост — это скорей забота самих личностей. Здесь не следует ждать милости от компании, лучше самому позаботиться о своем развитии. Оценить свои сильные и слабые стороны и пройти необходимое обучение, чтобы повысить свою рыночную стоимость. И сегодня такая тенденция особенно заметна. Например, сейчас мы набираем группы на открытые тренинги «Тайм-менеджмент» и «Самопрезентации или как успешно продать себя». И есть люди, которые рассчитывали, что компания оплатит им обучение, но из-за сложной финансовой ситуации в компании получили отказ. Несмотря на это, люди приходят к решению, что для них обучение будет полезным, и сами оплачивают свое обучение.

- А как сейчас дела обстоят с длительными программами. Они ведь всегда оплачивались сотрудниками самостоятельно?

- Да, в 90 — 95 % люди оплачивали обучение самостоятельно. Длительная программа — это возможность либо повысить уже имеющуюся квалификацию, либо получить новую профессию. Особенно привлекают людей программы с государственной сертификацией. Так наши программы «Подготовка менеджеров по персоналу» и «Подготовка бизнес-тренеров» направлены на то, что человек может вложиться в себя, в свое будущее. Компании же не всегда готовы оплачивать столь дорогое обучение своим сотрудникам. Исключение — это высоко лояльные сотрудники, которые наверняка отработают такое вложение. Как правило, только крупные компании с четко выстроенной системой мотивации могут позволить себе подобное.

- Вы сейчас сказали очень важную вещь — вложение в себя. Как понять, какое обучение станет хорошим вложением в себя и принесет дивиденды?

Как мне кажется, сейчас в период перемен, многим могут быть полезны консультации, коуч-сессии, связанные с самоопределением, когда человеку важно понять, куда идти дальше, в каком направлении развиваться. Но проблема в том, что иногда даже самому себе трудно признаться, что нужна помощь, или люди не знают, кто бы им мог помочь в себе разобраться, да и деньги не всегда готовы платить за такую услугу. Если отсутствует скрупулезный анализ — кто ты есть сейчас, что ты хочешь в будущем и как этого добиться, собственный бизнес-план, если угодно, анализ рыночной ситуации и собственных ресурсов, то трудно понять что и как вкладывать в себя, чтобы потом получать дивиденды.

- Татьяна, а каким рынок был полгода назад? Что предлагали, что было востребовано, с каким настроением люди учились?

- Можно сказать, что до кризиса спрос на обучение был достаточно высоким. Однако, к сожалению, не всегда обучение было связано со стратегией компаний. Программы обучения формировались с учетом модных тем или с учетом средств, которые были заложены в бюджет служб персонала, и к концу года их непременно нужно было потратить. Зачастую это были разовые тренинги, эффект от которых можно ожидать минимальный. Особенно когда заказчик хотел, чтобы тренинг прошел живенько и весело. Большой спрос был на тренинги для отделов продаж, тренинги по лидерству, командные тренинги, хотя в большинстве своем — веревочные. Появилась обнадеживающая тенденции — стал расти спрос на обучение не только для линейного персонала, но и управленческого. Ведь очень важно учить не только тех, кто продает продукт, но и тех, кто управляет, кто создает условия работы, при которых можно достигать высоких результатов.

- Как вы считаете, польза есть от любого обучения?

- Конечно, можно тешить себя надеждой, что любое обучение полезно, что оно хоть как-то, да развивает сотрудников. Я считаю, что не должно быть обучения ради обучения, ведь мы имеем дело с бизнесом, где самый главный критерий успешности — это результат. Ориентиром результата в организации являются ее стратегические цели.

К счастью, в моей практике есть сотрудничество с компаниями, где к обучению подходят серьезно, как к бизнес-задаче. Программы обучения формируются под модели компетенций, которые в свою очередь разрабатываются в соответствии с функциональными задачами персонала и охватывают все структурные уровни организации. И, что очень важно, это не отдельные тренинги, это продолжительные программы, выстроенные в систему, с оценкой до и после обучения.

И еще очень важный момент, если компания учит свой персонал, она должна создавать условия для применения полученных знаний и умений, иначе обучившись, люди могут просто уйти в другую компанию.

- А какие тенденции сегодняшнего рынка обучения? Что востребовано сегодня?

- Сегодня заказчик очень разборчив и как никогда ориентирован на результат. Отсюда спрос на краткосрочные инструментальные тренинги с ориентацией на практику. Поскольку ситуация у многих компаний непростая, требующая нестандартных решений, то большой интерес и в плане экономии ресурсов, и в плане эффективности могут представлять модеративные формы работы.

Модерация — это техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модерация способствует достижению цели, поиску важного решения с оптимальным использованием креативности каждого члена коллектива, без лишних потерь рабочего времени.

- Татьяна, мы поговорили с вами о качестве рынка обучения, а как вы считаете, сократится ли он в количественном плане?

- Сложно говорить, потому что все зависит и от экономической, и политической ситуации в стране и мире. Еще нет надежных исследований, чтобы привести точные цифры, но я думаю, что на данный момент рынок обучения в России сократился процентов на 50–60. И пока у компаний первоочередной задачей будет выживание, рассчитывать на увеличение спроса вряд ли приходится. Но я уверена, что это временное явление. Во всяком случае, рынок проснется на новом качественном уровне и спроса, и предложений. Компании пересмотрят свою политику в сторону привязки обучения к результату, стратегии и системности, а среди тренеров останутся те, кто сможет работать под задачу.

- Каким критерием могут пользоваться заказчики при выборе тренера или тренинговой компании сегодня?

- В общем-то, ничего в этом плане не изменилось, критерии те же. Умение тренера предложить не то что он хотел бы продать, а умение разработать и провести такую программу обучения, которая работала бы на результат, необходимый данной организации в данный момент.

Заказчика должно настораживать «всемогущество» тренера, который согласен на все и обещает, что после тренинга увеличится объем продаж, сплотится команда, сотрудники рьяно станут работать на босса и прочее. Квалифицированный тренер, консультант сможет увидеть за предъявляемым симптомом настоящую проблему и будет предлагать работать с ней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полезные тренинги и семинары:

Обучать или не обучать?

Обучение является одним из самых быстрых способов адаптации для новых сотрудников. Обычно требуется много времени для того, чтоб...

Как купить стопроцентный тренинг

Стопроцентные тренинги на тренинговом рынке сейчас, скорее, редкость. Оговоримся сразу: стопроцентно понять, что предлагаемый ва...

Развитие менеджмента: программы корпоративного тренинга

Корпоративный тренинг, так же как и его распространенные синонимы: бизнес-тренинг, внутрифирменное обучение — понятия, образован...

История начала и развития трансформационных тренингов личностного рост

История тренингов личностного роста, раскрытия творческого, жизненного и духовного потенциала человека начинает свой отсчёт с ко...