Мотивация персонала:

В процессе акклиматизации

News image

Вынужденная служебная командировка хотя и позволяет отключиться от вялотекущих рабочих и бытовых проблем, нередко становится кат...

Обучение персонала:

Технологии и тренинги продаж

  Успешность любого бизнеса зависит от продавцов. Чем бы компания ни занималась, какой бы уникальный и полезный продукт ни произв...

Управление персоналом:

Персонал: это ресурс, капитал или актив?

News image

Во многих компаниях уже подведены итоги минувшего финансового года и не за горами собрания акционеров. С каждым новым годом все ...

Главная >> Эффективное управление >> Эффективность против харизмы



Эффективность против харизмы
Управление персоналом - Эффективное управление

эффективность против харизмы

Конец века героев

Что такое эффективный руководитель? Если дать волю фантазии, можно попытаться набросать его идеальный образ. Что получится? Бесстрашный вождь, ведущий легионы своих приверженцев к неизведанным горизонтам? Человек, обладающий ленинской энергией, муссолиниевской харизмой и сталинской способностью подчинять других своей воле? Или это всего лишь скромный организатор деловых встреч, у которого в портфеле всегда набросан креативный план для очередного «мозгового штурма»? Одну из основных проблем «общей теории эффективного менеджера» (а нам предстоит сделать небольшой экскурс именно в эту дисциплину) можно сформулировать в виде вопроса: всегда ли харизма и другие лидерские качества идут рука об руку с той особенностью личности, которую мы называем эффективностью? Вопрос далеко не праздный, учитывая историю нашего отечественного менеджмента. Не секрет, что в начале формирования рыночной экономики эффективность не была главным качеством, которое требовалось от успешного руководителя. Гораздо более важной была способность создавать новые, рыночные структуры и отношения на пустом месте, на руинах распавшихся советских социальных и экономических связей.

Качества, которыми обладали наши руководители первого рыночного поколения, можно назвать пассионарностью, харизмой, жизненным порывом. Но эти качества – не всегда синоним эффективности. Действительно, если считать, что под этим словом понимается способность достигать целей с наименьшими затратами, можно предположить, что новые условия сформировавшегося рынка диктуют потребность в новом типе менеджера. Уже сейчас в России есть немало компаний, которые сталкиваются с неспособностью «харизматического» менеджмента, привыкшего к большим планам и большим жертвам, соответствовать современным стандартам эффективности.

На смену раннекапиталистической «эпохе героев» приходит эпоха эффективности. А харизма при этом, как раз перестает быть обязательной. В упорядоченной рыночной экономике успешные руководители могут быть харизматиками, а могут, напротив, быть весьма скучными индивидами. Питер Друкер , профессор и консультант с многолетним стажем, утверждает в своей статье в июньском номере Harvard Business Review, что великие менеджеры могут быть харизматичными или, наоборот, бесцветными, щедрыми или, напротив, скупыми, интуитивными или сухими и рассудочными . Однако все они являются эффективными. Остается определить, что значит «эффективность» специально в применении к руководителю. По мнению Дракера, при всем разнообразии человеческих типов эффективных руководителей, каждый из них в своей работе совершает восемь довольно простых действий. Эти действия – не просто средство для достижения эффективности. Скорее, именно выполнение этих действий и есть эффективность применительно к руководителю. Нам предлагается, в сущности, критерий эффективности топ-менеджера. В чем он заключается? Итак,

Восемь с половиной правил Питера Друкера

1. Эффективный руководитель спрашивает: что должно быть сделано? Правило не такое тривиальное, как кажется на первый взгляд. Акцент здесь сделан именно на слове «спрашивает» . Руководитель вполне может знать (думать, что знает) заранее, что должно быть сделано. Например, Трумэн, которого Друкер называет одним из самых эффективных руководителей США, считал, что цель его президентства – довести до конца социальные реформы Рузвельта (New Deal). Однако, спросив себя, что действительно надо сделать в данный момент, он пришел к выводу, что приоритетом является внешняя политика и эффективное противостояние Советскому Союзу. Именно на этом он сосредоточил свои усилия, обеспечив, благодаря плану Маршалла, миру длительный период экономического роста. Кстати, социальные реформы Рузвельта при этом так и не были доведены до конца.

2. Эффективный руководитель спрашивает, что необходимо сделать в интересах предприятия. Второе правило, как и первое, дает руководителю возможность получать необходимые знания для управления организацией.

Следующие четыре правила позволяют превратить собранное знание в эффективное действие, поскольку руководитель – это, прежде всего, деятель:

3. Эффективный руководитель готовит развернутый план действий.

4. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за решения.

5. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за коммуникацию.

6. Эффективный руководитель концентрируется на возможностях, а не на проблемах.

Последние два правила касаются того, как создать во всей организации чувство ответственности и подотчетности. Эффективный руководитель понимает, что обладает властью только до тех пор, пока у него есть доверие организации.

7. Эффективный руководитель проводит продуктивные встречи.

8. Эффективный руководитель думает и говорит «мы», а не «я».

Есть и еще одно действие, которое представляется Друкеру настолько важным, что он возводит его в ранг правила:

Эффективный руководитель сначала слушает, а уже затем говорит.

Питер Друкер – профессор Peter Drucker and Masatoshi School of Management в Claremont Graduate University.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как мотивировать сотрудника:

News image

Совет. Как правильно мотивировать сотрудников

Как с юмором говорят опытные руководители, в первые два-три месяца на новом месте человек работать хочет, но не очень может, зат...

News image

О средствах

Еще одна распространенная ошибка, которую наиболее часто допускают при организации конкурсов, — неадекватный призовой фонд. Если...

News image

Отправляем персонал за границу – отдохнуть, загореть, поучиться

Чтобы сподвигнуть сотрудника на труд, нужно перед этим гарантировать ему отдых. Летом лучшим стимулирующим инструментов в руках ...

Полезные тренинги и семинары:

Технологии и тренинги продаж

  Успешность любого бизнеса зависит от продавцов. Чем бы компания ни занималась, какой бы уникальный и полезный продукт ни произв...

Какой тренинг повысит объёмы продаж?

Эффективность обучения значительнее всего зависит от тренера, который будет выяснять потребности в обучении, разрабатывать и про...

Корпоративные учебные центры

Внутренние учебные центры имеются лишь в наиболее крупных фирмах, таких, как, например, Центробанк, Сбербанк, компании Rank Xero...

Обучать или не обучать?

Обучение является одним из самых быстрых способов адаптации для новых сотрудников. Обычно требуется много времени для того, чтоб...