Мотивация персонала:

В процессе акклиматизации

News image

Вынужденная служебная командировка хотя и позволяет отключиться от вялотекущих рабочих и бытовых проблем, нередко становится кат...

Обучение персонала:

Технологии и тренинги продаж

  Успешность любого бизнеса зависит от продавцов. Чем бы компания ни занималась, какой бы уникальный и полезный продукт ни произв...

Управление персоналом:

Персонал: это ресурс, капитал или актив?

News image

Во многих компаниях уже подведены итоги минувшего финансового года и не за горами собрания акционеров. С каждым новым годом все ...

Главная >> Эффективное управление >> Повышение дисциплины в условиях транспортного коллапса


Повышение дисциплины в условиях транспортного коллапса
Управление персоналом - Эффективное управление

повышение дисциплины в условиях транспортного коллапса

В Москве работника уже не спрашивают, почему он опоздал: ответ известен – «пробки». Столичные жители на дорогу тратят в среднем три часа в день. При этом 30–80 минут ежедневного пребывания в опасно-неподвижной веренице авто считается нормой. Метро? Там тоже «пробки». С 8 до 10 утра люди штурмуют поезда силой, на многих станциях вообще невозможно войти в вагон.Похожая ситуация в большинстве крупных городов России. Так что же теперь, плюнуть на трудовую дисциплину и позволить приходить на работу, кому во сколько удобно?

Бить или не бить

Говорят, великому Чингисхану удалось воспитать самое многочисленное непобедимое и верное войско благодаря невероятно жестоким порядкам: если закон преступал один воин, он вырезал десять; если правило нарушали десять воинов, то от его руки погибала целая сотня. Дисциплина актуальна для любого коллектива во все времена. Сегодня, в условиях сумасшедшей конкуренции, долго и стабильно существовать и развиваться может только предприятие с четкой и строгой организационной культурой, опирающейся на личную материальную заинтересованность работников в конечных результатах. Но не убивать же людей за хронические опоздания, в самом деле? Убивать не убивать, а «бить» надо однозначно, причем подходить к этому гибко и творчески.

В первую очередь необходимо создать основополагающий документ – «Правила внутреннего трудового распорядка», в котором максимально подробно прописать дисциплинарные требования в целом по компании и для каждого структурного подразделения. Положения этого обязательного локального нормативного акта нелишне дополнительно закрепить в коллективном договоре. Заключать его закон не обязывает ни работодателя, ни работников, но наличие поможет расставить точки над «i» во многих вопросах.

Хотя в теории, по законам менеджмента, чем больше численность персонала, тем более формальными должны быть отношения (то есть правила едины, одинаково строги для всех), на практике дело обстоит иначе. На рынке труда наблюдается острый дефицит адекватных специалистов (с оптимальным соотношением профессионального уровня требованиям по зарплате), и работодатели вынуждены проявлять гибкость. В большой компании обычно много служб, выполняющих принципиально разные задачи, для ряда отделов опоздания являются совершенно недопустимыми, для других же это менее критично.

В таком случае разумно заключить один коллективный договор с приложениями отдельно для каждого структурного подразделения, где прописать меры ответственности и воздействия.

Каждая минута на счету

Сложнее всего приходится с рабочими на производстве, от которых зависит непрерывность технологического процесса, а также с персоналом, работающим непосредственно с клиентами (торговля, сервис, секретари, операторы банков и т. п.). Здесь уже сфера деятельности диктует всегда приезжать как минимум минут за 10–15 до начала рабочего дня, основа фирменного сервиса – пунктуальность и обязательность.

Как поступать с продавцами-опоздальцами? А с врачами-опоздальцами? А с учителями-опоздальцами? Очень просто: опоздал – лишился существенной части переменной составляющей заработной платы.

Применять данный метод нужно в строгом соответствии с трудовым законодательством. В Трудовом кодексе такого понятия, как штраф, не существует. ШТРАФОВАТЬ СОТРУДНИКОВ ЗАПРЕЩЕНО. Однако никто не запрещает составить такой внутренний документ, как «Положение о премировании». В нем необходимо максимально четко, ясно и подробно прописать, на каком основании, с какой периодичностью сотрудник имеет право на премию. А главное – при каких условиях. И в их числе – надлежащее выполнение трудовых обязательств (в т.ч. трудовой дисциплины). В таком случае при опоздании работника (т.е. при нарушении трудовой дисциплины) он не лишается премии, а у него «не возникает право» на премию, т.к. не выполнено условие ее предоставления. Документ абсолютно законен, и действия во исполнение него тоже абсолютно законны. А вот если «Положение…» отсутствует, лишение части премии приравнивается к незаконному штрафу.

Нестандартные методы

В подразделениях, работа которых не связана напрямую с клиентом, борьба за дисциплину многовариантна:

Установить лимитированное время для опозданий. Допустим, если человек задерживается на 10 минут – это не является опозданием. Разрешить три-четыре опоздания в месяц без последствий. «Плюсы» такого подхода в том, что, когда очень нужно, можно задержать такого сотрудника после окончания рабочего дня.
Успех договоренностей в первую очередь зависит от управленческого профессионализма руководителя. Нужно все время проводить аудит функций, отслеживать эффективность использования рабочего времени в течение дня (сколько времени тратится на посиделки за кофе, перекуры).
Также очень важна личная самоорганизация и пунктуальность руководителя, другими словами, личный пример. Если он бездарно относится к своему собственному времени, о какой лояльности и нормальном отношении к работе со стороны подчиненных может идти речь? Гибкий рабочий день, но с жестким контролем отработанного времени. Установить время, когда все обязательно должны быть на месте. Например, в дни проведения рабочих совещаний. Комплексный подход. Как быть, если сотрудник перерабатывает большое количество часов, и в то же время часто опаздывает. Для начала нужно определить, с чем связаны переработки: дефицит работников в отделе, неграмотно простроенный рабочий день, другое? Если это объективная ситуация, то время переработок должно быть соответствующим образом оплачено. «Круговая порука». В переменную часть оплаты труда заложить ежемесячную корпоративную дисциплинарную премию (в рамках одного структурного подразделения); когда за месяц нет ни одного нарушения, премию получают все поровну. Когда нарушения есть, премию не получает никто.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как мотивировать сотрудника:

News image

Плох пряник без кнута

Правда, одними лишь «пряничными» методами повысить эффективность кадрового ресурса едва ли возможно. «Иначе не будет движения вп...

News image

«Белые пятна» в модели «теории ожиданий»

Несмотря на обнадеживающие результаты, эта модель все же несовершенна, потому что в ней не учитывается значимость влияния руково...

News image

Хороший сотрудник будет болеть во время отпуска

Придумав для своих сотрудников увлекательную игру, немец Клаус Кобьелл не только стал самым привлекательным работодателем Европы...

Полезные тренинги и семинары:

Какой тренинг повысит объёмы продаж?

Эффективность обучения значительнее всего зависит от тренера, который будет выяснять потребности в обучении, разрабатывать и про...

Как купить стопроцентный тренинг

Стопроцентные тренинги на тренинговом рынке сейчас, скорее, редкость. Оговоримся сразу: стопроцентно понять, что предлагаемый ва...

Как готовить компетентного руководителя?

Пример: «Дилемма руководителя или Как повышать квалификацию?» В ходе курса по руководству проектами менеджер проекта, в недав...

Какие базовые навыки являются «самыми базовыми»?

  Ответ на этот вопрос зависит от конкретной организации, особенностей ее персонала. Зависит он и от бизнес-культуры, культурной ...